Активное обучение руководителей в промышленности
== История ==
В 80-е годы XX века усилилось отставание Советского Союза от развитых стран в сфере высоких технологий. Это привело к большей лояльности руководства страны по отношению к новым веяниям и течениям в психологии. К этому времени относится бум применения активных психологических методов обучения в промышленности как альтернативы традиционным методам обучения.
В 1987 году в Межотраслевом институте повышения квалификации при Политехническом институте в Ленинграде доцент Ленинградского университета Владимир Захаров организует кафедру "Промышленной психологии". Профиль работы кафедры - обучение руководителей промышленных предприятий в группах [[психологический тренинг|социально-психологического тренинга]]<ref name="Social Psychological Training">{{cite book | last = Zakharov | first = Vladimir | authorlink = | coauthors = Nina Khryashcheva | year = 1989 | title = Social Psychological Training | publisher = Leningrad University | location = Leningrad, Russia}}</ref>. Кафедра просуществовала 5 лет. За это время обучение на ней прошли более 10 тысяч руководителей среднего и высшего звена. Многие психологи, работающие на производстве, также получили на кафедре подготовку в качестве тренеров. Работа кафедры дала мощный толчок развитию [[активное обучение|активного обучения]] в промышленности по всей стране<ref name=" Industrial Psychology in the Soviet Union">{{cite book | last = Zakharov | first = Vladimir | authorlink = | year = 1994 | title = [[Journal of Russian and East European Psychology]]. September/October 1994/VOL. 32, NO. 5, pp. 6-40 | publisher = M.E.Sharpe | location = Amonk, NY}}</ref>.
== Теоретические основы обучения ==
В основе обучения лежит концепция о направленном переходе поведения учащегося от импульсивного к рефлексивному уровню через его объективизацию и включение сложившихся в повседневной жизни способов реагирования в более широкий контекст. Как только естественное импульсивное поведение обнаруживает свою несостоятельность, человек готов к его изменению и восприятию новых образцов, приёмов, техник поведения. В это время он (она) получает для ознакомления образцы, приёмы, техники поведения часто отличные от тех, которые применял раньше. Эти приёмы ложатся в основу новых умственных действий, обеспечивающих более результативное, чем ранее реагирование в повседневной ситуации. При закреплении новых приёмов поведения в сознании, они постепенно автоматизируются и применяются всё в меньшей зависимости от него, т.е. переводятся на неосознаваемый импульсивный уровень<ref name="P.Ia. Galperin and the content of Soviet Psychology">{{cite book | last = Haenen | first = J | authorlink = | year = 1992 | title = Journal of Russian and East European Psychology, Volume 30, Number 4 | publisher = M.E.Sharpe | location = Amonk, NY}}</ref>. Эти переходы осуществляются в условиях группового общения в окружении значимых для обучаемого людей.
== Виды активного обучения ==
При обучении руководителей применяются программы тренинга партнёрского общения, управления конфликтами, проведения деловых совещаний, публичных выступлений и другие (см. [http://en.wikipedia.org/wiki/Communication_skills_training Тренинг навыков общения] (англ.)).
Программа тренинга партнерского общения является базовой. Другие программы даются на последующих - втором и третьем уровнях обучения. На этих уровнях вводятся элементы тренинга сензитивности и групповой психотерапии.
== Процесс и структура обучения ==
Типовая последовательность обучения состоит из четырёх фаз:
:1. «Разогрев» группы до рабочего состояния и введение групповых норм,
:2. Лабилизация – подготовка личности к изменению или создание условий способствующих изменению поведения,
:3. Введение и отработка техник,
:4. Проведение игр, групповых [[дискуссия|дискуссий]] и [[презентация|презентаций]], демонстрирующих положительный эффект обучения.
== Средства и методы обучения ==
В качестве основных средств в [[психологический тренинг|социально-психологическом тренинге]] применяются тренировки и упражнения в диадах и триадах, [[ролевая игра (психология)|ролевые игры]] и [[дискуссия|дискуссии]]. В них участвует и анализирует каждый участник группы.
В качестве средств обратной связи применяются как анализ словесных реакций участников на поведение друг друга, так и анализ видео или аудиозаписи, с помощью которых можно увидеть и услышать их несловесные реакции (движения, [[жест]]ы, позы, [[мимика|мимику]], контакт глаз, особенности [[голос]]а и [[речь|речи]]).
Тренируемые техники:
:* установления контакта,
:* активного слушания,
:* выравнивания эмоционального напряжения с партнёром,
:* аргументирования своей точки зрения,
:* организации совместной работы группы,
:* публичного выступления и другие.
Лабилизация достигается с помощью:
:* группового анализа поведения участника во время [[ролевая игра (психология)|ролевых игр]] при вскрытии им (ей) неочевидного [[мотив]]а собеседника или улаживании скрытого [[конфликт]]а, во время дискуссий с распределением ролей, в которых действуют противоборствующие интересы и требуется найти обоюдоприемлемое решение, во время анализа публичного выступления,
:* анализа видео или аудиозаписи [[ролевая игра (психология)|ролевых игр]], [[дискуссия|дискуссий]], [[презентация|публичных выступлений]].
== Группа в активном обучении ==
Базовым условием и одновременно средой для проведения тренинга партнёрского общения является малая группа. Именно поэтому тренинг называется социально-психологическим. Средняя длительность обучения – 40 часов в течение 5 дней с полным отрывом от работы. Оптимальный размер группы – 8-12 человек.
== Рекомендации для тренера ==
В числе главных задач тренера ("модератора", "медиатора", "фасилитатора"):
:*создание условий, способствующих осознанию участниками группы адекватности и особенностей своего поведения,
:*помощь в овладении и закреплении новых приёмов и тактик поведения.
Тренер организует работу так, чтобы у участника появилась личная [[мотив]]ация к обучению. Тренер даёт возможность каждому участнику группы прийти к собственному заключению, сделать собственные выводы.
Для этого рекомендуется придерживаться следующих принципов:
:*преобладание процесса обучения над результатом,
:*организация обучения с опорой на обратную связь, получаемую от других участников или с помощью видео (аудио) техники,
:*пошаговое обучение при отработке техник общения (никто не "перепрыгивает" через этапы обучения),
:*индивидуальный подход к каждому участнику, но с опорой на группу,
:*опосредствованное воздействие на участников группы, которое инициируется тренером по возможности незаметно, но постоянно и последовательно.
== Примечания ==
{{примечания}}
== Литература ==
<small>
:1. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей. В кн. Совместная деятельность: методология, теория, практика. Отв. ред. А.Л.Журавлёв, П.Н.Шихирев, Е.В.Шорохова, Москва, Наука, 1988, сс. 216-226.
:2. Захаров В.П., Хрящёва Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Ленинград, Изд-во ЛГУ, 1989, 56 с.
:3. Захаров В.П. Дискуссия с разделением интеллектуальных функций. В кн. Культура социально-политического диалога. Вып. 2, Москва, Знание РСФСР, 1991, сс. 39-53.
:4. Методы практической психологии общения. Под ред. В.П. Захарова, Е.В.Сидоренко, Ленинград, МИПК ЛГТУ, 1990, 61 с.
</small>
[[Категория:Методы психологии]]
11.09.2013 16:43:07
|